11.06.2021
В Перми на заводе Шпагина состоялась пресс-конференция, посвященная открытию очередного Дягилевского фестиваля. На мероприятии присутствовал художественный руководитель проекта Теодор Курентзис и губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.
Событие посетили многочисленные журналисты и любители музыкального искусства. О том, каким будет фестиваль говорить рано, да и не так интересно: об этом обязательно напишут другие. На мой взгляд, важно проникнуть в суть и лик действа, развернувшегося в фестивальном клубе завода Шпагина. Если это получится сделать, то мы сможем уловить нечто, что на первый взгляд ускользает от взгляда даже самого внимательного зрителя – что изменилось с тех пор, как маэстро Курентзис был изгнан с поста художественного руководителя Пермского театра оперы и балета.
Возьму на себя смелость в этом разобраться.
Действо, как и полагается, началась задолго до прихода главных его гостей. Практически лишенное освящения пространство источало запах ладана, разъедавшего своим ядовитым ароматом кожу. Набивший оскомину прием маэстро Курентзиса был призван погрузить присутствующих в атмосферу таинства, стать участниками мистерии Теофании Теодора. Но к нам явился лишь Федор в своих опять-таки не оригинальных, но зато очень дорогих башмачках с красными и, смею предположить, не менее дорогими шнурками.
Держался наш гений, как ему и подобает, державно. Он словно Прометей снизошел с Олимпа, в очередной раз заявив, что вернулся домой. Подобно Христу, спустившемуся в преисподнюю, он сокрушил врата ада, вылепленные из греха провинциального консерватизма, и своей прогрессивной проповедью спас нас, грешников от вечного забвения.
Свое выступление Курентзис начал с того, что заявил всем присутствующим о радости возвращения в Пермь, в свой любимый город, который он считает домом. На вопрос о том, чем же ему так дорога Пермь, Курентзис ответил нечто невнятное. Сперва он вспомнил своих собак, способных, видимо, жить только здесь. Затем посмеялся над нашей архитектурой и в итоге пришел к выводу, что не знает почему он любит Пермь. Но разве любят за что-то? Конечно нет, вот и Курентзис просто так, беззаветно любит наш город, посещая его реже, чем люди бывают в отпуске.
Расписавшись в своей неотрефлексированной любви, Курентзис приписал заслугу создания Дягилевского фестиваля себе, что, конечно же, является откровенной ложью – мероприятие было создано в 2003 году Георгием Исаакяном и организовывалось Пермским театром оперы и балета. Но сегодня, кажется, учреждение культуры не имеет к фестивалю никакого отношения, что подтвердил наш известный дирижер.
По его мнению, включать в работу фестиваля театр – это большой риск. В чем именно заключается риск маэстро напрямую не ответил, лишь намекнул, что новое руководство учреждения культуры ему неизвестно. Курентзис порекомендовал Пермской опере учиться работать без него, как будто бы и не было в Перми театра до Курентзиса.
Разделавшись со своими обидчиками, дирижер пожелал выслушать пол миллиона вопросов, которые, в чем он не сомневался, накопились для него у изголодавшейся по гению публике. Но тут что-то пошло не так: вместо привычных красивых женщин с горящими глазами с дифирамбами выступили 2-3 старушки, посетовавшие на исчезновения Курентзиса с просторов Пермской земли – вот и все, что осталось у маэстро от его фан-клуба. Может быть в период пандемии время ускорило свой бег и поклонницы творчества великого дирижера быстро постарели? А может быть мы просто стали свидетелями конца той популярности, которая искусственно создавалась многочисленными СМИ. Короче говоря, раздосадованный гений быстро завершил пресс-конференцию и предложил экстренно эвакуироваться в курилку.
Что же все-таки порадовало – так это наш губернатор Дмитрий Махонин, который в отличие от заносчивого гения выглядел искренним и живым. При этом глава региона, вместо того, чтобы рассказывать о своей любви к Прикамью выдвинул конкретные инициативы, которые нужны региону. В частности, речь шла о создании фонда Дягилевского фестиваля, средства из которого пойдут на сохранение наследия прославленного импресарио, а также на обучение детей. Было высказано пожелание, чтобы Курентзис занимался юными дарованиями в Перми – если это произойдет, то это станет большим доказательством любви к городу, чем бесконечные о том заявления. Почему-то мне кажется, что этого не произойдет.
Что же в сухом остатке?
Очевидно, что Теодор Курентзис по-прежнему интересен властям Пермского края как бренд. Именно поэтому его здесь ждут, удовлетворяют его капризы и даже гордятся этим. Однако, как мне представляется, бренд «Курентзис» напрямую связан с популярностью самого маэстро, а она, как мы видим, необратимо стремится к нулю. Иначе и быть не могло, в эпоху масс-медиа быть – не значит творить, быть – это когда о тебе говорят. Но невозможно бесконечно говорить одно и тоже, порой приходится замолчать.
Поэтому желание властей заполучить в Перми собственного гения носит инерционный характер. Однако сложившаяся ситуация, когда талантливый дирижер уже прошел пик своей популярности, открывает для местных элит новые возможности – меньше запросов и капризов со стороны низвергнутого с небес ангела, поумерившего свои аппетиты и готовность его с утроенной силой служить своему любимому городу на более честных условиях.
Такой сценарий должен устраивать всех (кроме Курентзиса, разумеется) – и властей и настоящих поклонников маэстро, которые будут его любить независимо от частоты упоминания имени Теодор в СМИ. Сам же Дягилевский фестиваль, безусловно, событие яркое, заслуживающее внимания и дальнейшего развития, поэтому его стоит всячески приветствовать.
Антон Исаков
Делитесь первыми самыми свежими
и актуальными новости с друзьями!