29.03.2024 10:42

Мы в ВКонтакте Мы в Одноклассниках Мы в Telegram Наша RSS-лента

Тлен или вечность: деятели культуры о памятнике Достоевскому и реставрации «Пермских ворот»

11.01.2021

В конце 2020 года в Перми обострился «культурный вопрос». Внезапно оказалось, что популярный со времен «Пермской культурной революции» арт-объект «Пермские ворота», в быту называемый табуреткой, находится в аварийном состоянии. Для его ремонта может потребоваться порядка 10 млн рублей, возможно, больше.

Представители общественности уже вовсю начали подавать голоса в поддержку необходимости финансирования реконструкции арт-объекта. Но, как мне представляется, на эту ситуацию следует взглянуть несколько шире.

Дело в том, что стоимость ремонта «Пермских ворот» неадекватно высока, в том смысле, что есть более интересные, более насущные потребности, которые были бы удовлетворены этой суммой.

Так вот, в 2021 году страна будет отмечать 200-летие Федора Достоевского. В Перми давно говорят о необходимости установки памятника в честь великого русского писателя.

Подробнее: Бесы и Достоевский: сдвинется ли с мертвой точки проект установки памятника к юбилею писателя?

Для реализации этого начинания готово все, не хватает лишь средств. Весьма символично, что на установку памятника требуется примерно та же сумма, что и на ремонт конструкции из бревен, которая, несмотря на все выделенные средства, все равно будет продолжать ветшать.

Казалось бы, выбор очевиден, однако в общественном пространстве почему-то об этом не говорят. Поэтому, редакция Xronos Media решила собрать комментарии ученых, общественников, деятелей искусства, чтобы узнать их мнение о том, куда лучше направлять средства, заложенные бюджетом на культуру.

Доцент Пермского Национального Исследовательского Политехнического Университета (ПНИПУ), композитор, кандидат культурологии, Петр Куличкин считает, что аварийное состояние арт-объекта «Пермские ворота» является яркой иллюстрацией «умирания» псевдоискусства.

«Случай «табуретки» и памятника Достоевскому — это чудесная иллюстрация того, как законы искусства отражаются в реальной жизни. «Табуретка» гниет в буквальном смысле и постепенно уходит в небытие. Точно так же, но в переносном смысле, «ветшает» и «умирает» любое псевдоискусство. А памятник Достоевскому — это то, чего пока еще нет, но чего требует будущее. Место практически идеальное: Сквер декабристов, улица Достоевского, Суд, СИЗО, кладбище, церковь. И памятник Достоевскому здесь может простоять очень долго. А почему? Да потому, что литературное наследие Достоевского с годами становится все более и более актуальным. 10 миллионов рублей. Казалось бы, одна и та же сумма. Но это, в определенном смысле, выбор. Любые деньги потратить на то, чтобы остаться в Вечности, а можно и... просто потратить, в «никуда». Ведь «табуретка» все равно сгниет, а памятник Достоевскому все равно кто-нибудь поставит. На мой взгляд, это практически неизбежно»

Председатель Пермского отделения Российского общества Достоевского Олег Сыромятников отметил, что в поддержку возведения памятника в честь великого писателя высказался народ, в то время как «Пермские ворота» были установлены без учета его мнения.

«За памятник Достоевскому проголосовали люди на соцопросах, которые проводила сама администрация Перми, а кто из пермяков проголосовал за «табуретку»? Кто готов выложить из своего кармана деньги на ее ремонт? Достаточно провести простой действительно не зависимый от администрации вопрос, чтобы получить ответ».

Ведущий научный сотрудник Пермской художественно галереи, искусствовед Татьяна Шматенок убеждена, «Пермские ворота», а также прочие объекты, появившиеся в период так называемой «Пермской культурной революции», к искусству не имеют никакого отношения, поэтому вопрос о том – на что лучше выделять средства, лишен смысла.

«Если стоит выбор – выделять финансирование на реконструкцию «Пермских ворот» или на возведение памятника Достоевскому в год его 200-летия, то эта дилемма мне представляется абсурдной. Какой смысл несут в себе так называемые «Пермские ворота»? В них нет никакого смысла, кроме издевательского, ироничного, упрощающего и низводящего нашу пермскую культуру. Это уже не искусство – это нечто совсем иное».

Мы привели мнения лишь малой части пермской интеллигенции, но уже они показывают, что отношение к так называемому современному искусству в нашем городе не так однозначно, что, отнюдь не означает, что оно не имеет право на существование. Но важно понимать, что не меньшее, а может быть и большее, право на существование имеет традиционное, монументальное искусство, призванное запечатлеть в народной памяти величие нашего духа, нашего слова, нашей истории, а не высмеять все это.

В год 200-летия со дня рождения великого русского писателя, редакция Xronos Media продолжит освещать события, приуроченные к этой знаменательной дате.

Антон Исаков


Рассказать на своей странице:
Делитесь новостями

Делитесь первыми самыми свежими
и актуальными новости с друзьями!

Яндекс.Метрика