26.04.2024 17:30

Мы в ВКонтакте Мы в Одноклассниках Мы в Telegram Наша RSS-лента

Успех одного и провал тысяч: о премьере оперы «Кармен» на сцене пермской оперы
Автор: Андрей Чунтумов.

09.04.2021

В Пермском театре оперы и балета состоялась долгожданная премьера оперы Жоржа Бизе «Кармен».

Театр, лишившийся репертуара, а затем и тех, кто этот репертуар уничтожал – художественного руководителя и генерального директора – был просто обязан вновь заявить о себе. Поэтому ему была необходима громкая постановка, по которой можно было бы судить о новом векторе развития пермского музыкального театра.

И у театра это получилось! Константин Богомолов известный театральный режиссер, известный муж и, кажется, даже известный мыслитель – все это подогревало интерес к премьере. Что же получилось в итоге?

Скандалы начались еще на репетициях: сразу несколько театральных служащих пожаловались на странное поведение творца, постоянно курившего неопознанные вещества, вызывающие мигрень у артистов, а у Богомолова, как показалось окружающим, состояние глубокого душевного и творческого экстаза. Разумеется, я с негодованием отвергаю любые намеки на то, что яркий представитель столичной богемы мог употреблять нечто запрещенное, поэтому оставлю интерпретацию сего факта на суд читателя.

Пермская театральная публика делится по отношению к новой постановке, как правило, на два непримиримых лагеря – одни категорически против, другие категорически за. В этот раз, по моим субъективным ощущениям, значительный перевес был на стороне тех, кто всегда против. Даже сами служащие театра не постеснялись публично раскритиковать действо развернувшееся на сцене, а это дорогого стоит.

Большинство театральных критиков также были не на стороне новой «Кармен», предпочитая обсуждать гонорар Богомолова и визит его супруги в Пермь. На этом фоне можно отметить лишь две неуклюжие попытки некоторых тенденциозных журналистов спасти честь театра, но и они с треском провалились.

Но был ли это провал Богомолова? Убежден, что нет. Более того, за последние годы это, пожалуй, одна из самых удачных задумок, блестяще воплощенных автором.

Скандальный режиссер и начинающий философ, как мне представляется, очень хорошо разобрался в современной театральной публике (не путать с современным театральным искусством), он знает, что она любит, чего ждет и чего заслуживает.

Отсюда и цыганка Кармен, превращенная в еврейку – любимая тема русской интеллигенции и либеральной общественности. Богомолов откровенно смеется над теми и другими.

Отсюда и подробное описание женских грудей, окровавленный тампон и прочие интимные и гигиенические подробности личной жизни женщины – больная тема для блюстителей нравственности и поборников свободных западных ценностей. Богомолов издевается над теми и другими.

Все, что произвел талантливый московский гость на пермской сцене – это даже не вызов всему миру – это эпикурейская невозмутимость, с которой он взирает на все общество, расколотое на ревнителей благочестия и реформаторов. Он одновременно презирает его и над ним насмехается.

Больше всего обидно за наших «реформаторов», они ведь искренне кричали браво, аплодировали и смеялись над несмешными шутками, думая, что присутствуют при настоящем культурном событии, главный маркер которого – наплыв московских туристов в первые дни показа оперы.

Негодование консерваторов тоже достойно сочувствия, оно как всегда связано с извращением классики. Поэтому их мнение о постановке было известно еще до самой премьеры и было оно ровно такое же, как и по поводу других премьер, например, «Дон Жуана» в постановке Марата Гацалова. Наиболее реакционные элементы в среде хранителей благочестия оттаптываются также и на артистах и музыкантах, которые поют и играют плохо исключительно в новомодных постановках, но удивительным образом преображаются, когда на сцене Пермской оперы дают «Царскую невесту» или какую-нибудь другую оперу, оставшуюся в нашем скудном репертуаре.

Отдельный оммаж Богомолова предназначался нашим чиновникам и лично губернатору Дмитрию Махонину, читать это было настолько умилительно, что ненароком закрадывается крамольная мысль – а не входил ли этот пост господина режиссера в стоимость его солидного контракта? Но если серьезно, думается это был очередной стеб творца в адрес наших местных политических элит. Опера «Кармен» завершилась именно в Instagram’е Богомолова.

Но спешу успокоить поклонников традиционного театра, не стоит переживать по поводу поруганной чести цыганки Кармен, богомоловская еврейка отнюдь не претендует на ее вытеснение. Автор совсем не ищет славы Адриана Леверкюна, это совсем не его путь. Путь Богомолова – это банальная постирония, которая, однако, срежиссирована столь мастерски, что все, абсолютно все, воспринимают происходящее на сцене всерьез – одни негодуют, другие рукоплещут. Именно этого и добивался автор, именно этого он и добился. Поэтому и я ему аплодирую.

Что же в сухом остатке? Каков будет мир после новой «Кармен»? Он, к сожалению, останется прежним. Богомоловская еврейка скончалась 7 апреля, цыганка Жоржа Бизе будет жить вечно, пермские чиновники, потратившие деньги налогоплательщиков, будут строчить отчеты о росте привлекательности Перми, развитии музыкального искусства в крае, режиссер-философ будет чуточку богаче и популярней, а Пермский театр оперы и балета продолжит деградировать.

Антон Исаков


Рассказать на своей странице:
Делитесь новостями

Делитесь первыми самыми свежими
и актуальными новости с друзьями!

Яндекс.Метрика